В последние годы становится все больше детей, имеющих те или иные нарушения речи. У родителей возникают закономерные вопросы: все ли в порядке с речью у их малыша и куда можно обратиться, чтобы при необходимости вовремя помочь ребенку?
Дефекты речи негативно влияют на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания и др.), эмоционально-волевой сферы, зачастую приводят к неуспеваемости в школе, ограничивают свободу выбора профессии.
Современные мамы и папы серьезно подходят к вопросам воспитания, читают специализированные журналы и книги для родителей, посещают сайты логопедической направленности и поэтому способны вовремя заметить недостатки в речи своих малышей.
Обратите внимание
Нарушение речи может как проявляться в «чистом» виде, так и являться одним из симптомов других серьезных нарушений в развитии малыша. Например, речь существенно страдает при дефектах слуха, зрения, задержке психического развития, умственной отсталости, детском церебральном параличе. Поэтому очень важно вовремя обратиться за консультацией к врачам поликлиники.
Каждый ребенок проходит обязательную диспансеризацию, предполагающую его регулярный осмотр и консультирование педиатром, неврологом, оториноларингологом (ЛОР- врачом), ортопедом, окулистом и другими докторами. К посещению этих специалистов родителям нужно подходить ответственно, поскольку, при условии ранней диагностики и правильно подобранного лечения, в раннем возрасте многие трудности в развитии ребенка можно устранить или сгладить.
Признаки нарушений речи
К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.
В 7 месяцев не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо звуком.
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги.
К концу 10-го месяца ребенок не качает головой в знак отрицания либо не машет ручкой в знак прощания.
В 1 год малыш не может произнести ни одного слова, не может выполнить простейшие просьбы типа «покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
В 2 года малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографии.
К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
В 3 года не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может назвать свое имя и фамилию, имеет ограниченный словарный запас.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения, неправильно употребляет падежи и предлоги, делает ошибки в согласовании частей речи («синяя ведро»), неверно образовывает слова («волкин хвост», «куричий суп»), переставляет их, заменяет, пропускает слоги в легко произносимых словах.
Если ребенок:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки ([а], [и]), повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы, делает остановки в середине слова или фразы, затрудняется перед началом речи;
- чрезмерно медленно или быстро говорит, «проглатывая» окончания;
- искажает звуки (в речи появляются звуки, не свойственные русскому языку: межзубные, «горловые» и другие варианты);
говорит в нос («гнусавит»).
Куда обратиться?
Несмотря на доступность информации о логопедии, ее приемах и методах, хотелось бы предостеречь родителей от попыток самостоятельной помощи ребенку, поскольку она может усугубить имеющиеся проблемы.
Самое верное решение в случае дефектов речи у ребенка или, что даже важнее, малейших подозрений на них, – обратиться за консультацией к логопеду. Важнейшая часть такой консультации – это диагностика состояния речи.
В России исторически сложилось, что логопедическая помощь оказывается по линиям образования и здравоохранения. Весьма распространено мнение о том, что логопед является врачом. Это не так: специальность «учитель-логопед» является педагогической, но, безусловно, тесно связанной с медициной. Очень часто логопед, для составления верного логопедического заключения, просит проконсультировать ребенка у невролога, ортодонта, оториноларинголога, психиатра.
Должность учителя-логопеда предусмотрена во многих государственных и негосударственных учреждениях (соответственно, помощь оказывается бесплатно или платно), поэтому родители имеют возможность выбора из нескольких вариантов, представленных ниже.
Вариант 1. Детская поликлиника по месту жительства. К логопеду детской поликлиники можно обращаться с момента рождения ребенка. Особенно это важно в случаях врожденных аномалий развития малыша (расщелина неба и т.д.), асфиксии (удушья) младенца в родах, инфекций (менингит – воспаление оболочек мозга, энцефалит –
воспаление мозга и др.) на первом году жизни.
Поскольку за поликлиникой закреплено большое количество детского населения, наибольшая часть работы логопункта при поликлинике состоит в диагностике состояния речи и последующем направлении ребенка в определенное учреждение. Также логопед на амбулаторной основе проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми до 3 лет и дошкольниками, имеющими незначительные нарушения речи. За логопедом закреплено около 20–25 детей, их состав постепенно меняется по мере коррекции речевого нарушения.
Вариант 2. Дошкольное образовательное учреждение по месту жительства. Ставка учителя-логопеда предусмотрена практически в каждом муниципальном ДОУ. В расписании логопеда всегда есть часы для консультаций родителей, на которые можно привести ребенка-дошкольника (некоторые логопеды консультируют также и родителей детей с 1 года до 3 лет). Важно знать, что логопедическая помощь в детском саду может осуществляться в двух формах: логопедический пункт и логопедическая группа. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие относительно легкие речевые дефекты, а в группы – тяжелые нарушения речи.
Имейте ввиду!
Родителям важно знать, что право работать учитель-логопед имеет только при наличии диплома о высшем дефектологическом образовании. Специальность «учитель-логопед» в большинстве случаев можно получить в педагогическом вузе, встречается также вариант годичных курсов при вузе или Институте повышения квалификации работников образования, слушатели которых также изначально имеют высшее педагогическое образование.
Логопункт посещают дети со всего детского сада, из разных возрастных групп, всего примерно 25 человек, состав в течение учебного года меняется по мере коррекции патологии. Состав логопедической группы стабилен – 10–12 человек, над речью воспитанников в течение нескольких лет ведется комплексная работа со стороны логопеда и прошедших специальную подготовку воспитателей. Соответственно, если логопед работает в логопедической группе, он, безусловно, может провести диагностику речи малыша, но если выявленная патология незначительная (например, ребенок не произносит звук [р]), то такой кроха может получить помощь в условиях логопункта.
Наличие большой очереди детей с дефектами речи на зачисление в логопункты и логопедические группы, а также явные сложности с оказанием помощи детям раннего возраста (как правило, логопеды работают с детьми начиная с 4 лет) приводят к необходимости поиска учителя-логопеда вне стен детского сада.
Вариант 3. Центр психолого-педа-гогической реабилитации и коррекции (ЦППРК) и иные реабилитационные центры. Подобные центры имеются во многих крупных городах. Специалисты-логопеды оказывают диагностическую помощь малышам начиная с раннего возраста. На базе центра работают логопедические группы кратковременного пребывания для детей от 3 до 7 лет. В группы зачисляются дети, не посещающие детские сады.
Созданные персоналом центра образовательные программы предусматривают комплексную помощь со стороны логопеда и психолога в ходе индивидуальных и групповых занятий.
Вариант 4. Психолого-медико-педагогическая комиссия – ПМПК (городская или областная). Специалисты ПМПК в обязательном порядке проводят обследование детей до 18 лет перед их зачислением в муниципальные коррекционные учреждения, включая логопедические группы и логопункты. Как правило, время приема оговаривается с логопедом, комплектующим свою группу или пункт, но в некоторых случаях родители могут сделать это самостоятельно, позвонив секретарю ПМПК. Кроме того, учителя-логопеды при ПМПК активно занимаются консультированием семей по поводу речевого развития малыша, проводят коррекционные занятия.
Вариант 5. Психоневрологический диспансер. Специалисты в области коррекции во многих населенных пунктах России встречаются крайне редко. Логопед диспансера оказывает помощь заикающимся детям. Специфика расстройства предполагает наличие групповых и индивидуальных занятий. На базе диспансера может оказываться помощь и другим категориям детей с речевой патологией.
Оставшиеся варианты предполагают денежные траты и не являются доступными всем желающим.
Вариант 6. Центры раннего развития и развивающие центры. Подобные центры имеются повсеместно и пользуются популярностью у населения. Логопеды, работающие в них, проводят как индивидуальные, так и групповые занятия с дошкольниками и школьниками. В некоторых центрах накоплен определенный опыт развивающих занятий с детьми более раннего возраста – с 6 месяцев.
Вариант 7. Частные логопеды. Как правило, это логопеды, работающие на постоянной основе в детских садах и школах. К существенным плюсам занятий с частным логопедом можно отнести возможность заниматься в комфортной, домашней обстановке у клиента или логопеда; раннее начало коррекции (зачастую в детских садах логопедическая помощь оказывается с 4 лет и старше, тогда как речевые проблемы могут быть выявлены у ребенка уже в раннем возрасте); наличие большего количества времени для отработки речевых навыков.
В любой отрасли есть недобросовестные специалисты. Так, родителям следует отказаться от услуг логопеда, если занятия по коррекции звукопроизношения являются групповыми. Постановка звука, его введение в речь (в логопедии этот процесс называется автоматизацией и дифференциацией) напоминает работу настройщика музыкального инструмента: специалисту важно внимательно прислушиваться к попыткам ребенка произнести нужный звук, вовремя заметить и исправить возникающие затруднения, что очень сложно при наличии в помещении нескольких детей, создающих фоновый шум, поэтому такие занятия должны быть индивидуальными. В работе логопеда групповые формы работы с детьми уместны для решения других задач: развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте, обогащение словарного запаса, коррекция грамматического строя, совершенствование связной речи.
Из гигиенических соображений, обратите внимание также на стерилизацию инструментов, с которыми работает логопед (обычно это дезинфекция при помощи спиртового раствора, использование стерилизаторов).