Современные дети получают в разы больший поток информации, чем был доступен их родителям. Следствием этого является перекос в воспитании ребенка в сторону его раннего образования. Родителям кажется, что простейшие истины малыш осознает сам собой.
Положение усугубляет и тот факт, что большинство современных пап и мам воспитывали бабушки и дедушки, которые современным детям чаще недоступны, так как большинство еще полноценно работают. Поэтому и складывается ложное впечатление, что ребенок давно уже все осознал и осталось только развить в нем необходимые практические навыки для будущей профессии.
Насмотревшись фильмов про известных балерин, полиглотов или компьютерных гениев, современные родители мечутся в поисках профильного кружка и готовы выпихнуть малыша как можно раньше. Готовы и с 2 лет, но дети сейчас редко к этому возрасту начинают говорить. Заодно бегут к логопеду, чтоб быстрее развить речь. Но напрочь забывают об простом общении, личном примере, родительском совете и пояснении, не взирают на это, как на причину отсутствия нормальной речи у ребенка. Что уж говорить о достаточной степени коммуникации.
Интересы современных родителей
Причем именно родителей. Потому что, если сын сел за компьютер в год, это всего лишь означает, что он видел, как это делает отец. Дочь примерила юбку, похожую на балетную пачку, она всего лишь имитирует увиденное ранее, а не разучивает балетные па. Дети, особенно очень маленькие, вообще склонны к подражанию. Но родители не теряют надежды.
Основные направления, по которым стремятся развивать детей:
•лингвистика;
•балет;
•робототехника;
•программирование;
•математика.
Лингвистика
Ничего плохого в раннем изучении языков нет, но подсовывая алфавит и карточки со словами, не тешьте себя надеждой, что растите полиглота. Чтобы ребенок свободно говорил на иностранном языке нужно ежедневное общение, а если он еще толком даже желания свои объяснить не может, разве в этом есть смысл?
Тем более нередки случаи, когда малыш заучивает буквы, не получая другой языковой информации впоследствии у него развиваются серьезные трудности в обучении. Задумайтесь об этом, если не знакомы сами с языком, которому пытаетесь обучить.
Балет
Это очень изящно и красиво, но за фарфоровой грациозностью стоит тяжкий многочасовой труд, изнуряющие тренировки и жесткие диеты.
Большинство детей гибкие от природы, поддерживайте эти качества, а серьезно займетесь балетом только тогда, когда малышка сама сможет объяснить вам, что ей этого хотелось и, главное, почему.
Робототехника
Одно из трендовых направлений. Но, задумайтесь сами, сколько других знаний необходимо ребенку, чтобы действительно заниматься таким серьезным занятием. Кружок робототехники без базовых знаний физики и математики – это равносильно закреплению лыж на босую ногу.
В такой кружок в 3-4 года можно отвести только в случае, если вам очень хочется хвастаться этим перед соседями.
Программирование
Изучение языков программирования некоторым родителям кажется проще простого – достаточно выучить латиницу и базовые слова и, вуаля, ребенок уже может создавать простейшие программы. На самом деле это не совсем так. Программирование хоть и называется языком, но по сути представляет собой скорее навык, прочно связанный не только с буквами и символами, но и логическим мышлением.
Повальное увлечение программированием и реклама высоких зарплат в сфере ІТ-технологий, подогревают желание родителей как можно раньше познакомить ребенка с этой сферой. Положение усугубляет то, что дети очень легко и быстро разбираются с современными гаджетами, удивляя родителей, у которых подобной возможности не было.
Почему стоит повременить с обучением кодить? Во-первых, нужно развитое логическое мышление, которым трех-четырехлетка не обладает, во-вторых, необходимо не упустить более важные моменты развития. А программирование никуда не денется, наберитесь терпения. Если у ребенка есть данные, он за одну смену летнего лагеря сможет изучить основы в 10 и даже 15 лет. Благо недостатка таких курсов для подростков сейчас нет.
Математика
Математика для детей начинается не с цифр. Если ваш ребенок случайно ответил, сколько у него конфет в руке – это еще не математические способности.
Для большинства родителей будет открытием, что математические способности ребенка – это умение оперировать множествами, выделять целое, объединять и исключать лишнее. Если таких навыков нет – оставьте обучение счету садику и школе. Специалисты лучше знают, как научить ребенка правильно считать. В противном случае своим напором вы можете вообще отбить охоту учиться.
Куда приведет отсутствие коммуникации
Бросаясь в волны раннего развития, интуитивного счета и программирования, родители забывают главное – перестают обращать внимание на коммуникативные навыки, слова вежливости, проявление участия и сочувствия. Сначала им кажется, что малыш еще слишком мал и поэтому не способен поблагодарить за угощение, попросить игрушку или подойти к потенциальному другу с интересующим вопросом. Потом – что это не так и важно.
На самом деле – отсутствие простейших навыков общения у ребенка делают его «белой вороной» в коллективе. А в подростковом возрасте приводят к развитию депрессивных состояний и отстраненности.
Что в первую очередь?
Наиболее значимым для ребенка в возрасте 3-4 лет является социальная адаптация, то есть его способность ориентироваться и взаимодействовать как с отдельными членами, так и с обществом в целом. На это сознательные родители должны делать упор.
Что касается раннего развития и побуждения познавательной деятельности в специализированных сферах – это делать можно и нужно, но учитывая возрастные особенности и ваши собственные возможности. Главное правило в раннем развитии для родителей должно быть: «Всему свое время».
Ваша задача – мотивировать детскую познавательную деятельность, но оставить место для самостоятельного познания, то есть научить учиться и не отбить желание чем-то заниматься.
Никуда не денется вожделенное программирование и лелеянный мечтами балет, но перед этим научите ребенка общаться!