• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Для традиционного бизнеса пришло время глобальных перемен — Наталия Бондаренко, ФМУ

    Опубликовано: 2018-06-20 10:30:09

    Решением каких актуальных для общества проблем занимается бизнес, реализуя проекты устойчивого развития.

    Как Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals) имплементируются в бизнес-стратегию рассказала Наталия Бондаренко, директор по корпоративным связям компании на рынке Украины, Армении, Грузии и Молдовы.

    Наталия, как считаете, почему устойчивое развитие стало мировым трендом?

    Сейчас бизнес — это не только про прибыль. Компании могут и хотят решать вопросы, касающиеся благосостояния общества. Более того, sustainable development — действенный инструмент повышения эффективности бизнеса.

    Интерес компаний проявляется в следующем:

    Риск-менеджмент. Все более очевидной становится взаимосвязь управления рисками и обеспечения устойчивости развития бизнеса.
    Развитие и изменение экономики. Объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в семь раз. Новую экономику двигает не столько дефицит материальных и природных ресурсов, сколько изобилие информации и знаний.
    Дефицит традиционных природных ресурсов.
    Ответственное желание бизнеса вникать в проблемы общества. Признание идеи, что нужно искать схемы потребления и производства, которые отвечают нынешним потребностям человечества.
    Осенью 2015 года ООН приняла 17 Целей устойчивого развития, и сейчас большинство компаний в свои стратегии имплементируют наиболее важные для них Цели. Какие выбрала ваша компания и почему?

    В 2015 году Филип Моррис Интернэшнл присоединилась к Глобальному договору ООН. Были обозначены пять Целей, которые вошли в стратегию компании и ежедневную деятельность каждого департамента в любой точке планеты.

    Их приоритетность зависит от многих факторов, в том числе географического. Например, в некоторых странах для компании в приоритете SDG 2 "Ликвидация голода".

    В Украине акцент делается на четырех других целях — хорошее здоровье и благополучие; ответственное потребление производства; достойная работа и экономический рост; мир, правосудие и эффективные институты.

    В прошлом году главный исполнительный директор компании Андре Каланцопулос объявил на весь мир о планах создания будущего без табачного дыма, о готовности полностью отказаться от производства и продажи традиционных сигарет в пользу инновационных систем доставки никотина — с потенциалом сниженного риска по сравнению с курением обычных сигарет.

    К 2025 году планируется переключить на новые бездымные продукты не менее 30% потребителей, а это около 40 млн человек в мире, и мы верим, что уже через 20 лет все курящее население планеты выберет альтернативы сигаретам.

    Одно из самых распространенных возражений такой трансформации таково: продукты со сниженным риском не уменьшают количество курильщиков, а, напротив, способствуют сохранению их числа, а то и возвращению к курению тех, кто бросил…

    По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2025 году в мире будет более 1 млрд совершеннолетних курильщиков. Хотя уровень распространения курения медленно снижается, рост населения планеты ведет к тому, что в абсолютных числах количество курящих остается без изменений.

    Рынок поддерживает идею трансформации отрасли?

    Наши конкуренты тоже не стоят на месте, и мы этому рады, потому что хотим открыть и закрепить на рынке новую категорию. Компания British American Tobacco на некоторых рынках уже представила свой инновационный продукт, Japan Tobacco International  работает в этом направлении.

    Цель 8: Достойная работа, экономический рост, ответственное производство
    Логично, что Цель 8 "Достойная работа и экономический рост" является приоритетной для бизнеса, и большинство компаний обращают внимание на безопасность на производстве…

    Мы внедрили систему управления окружающей средой, охраной труда и безопасностью на мировом уровне (EHSS). 93% фабрик сертифицированы в соответствии с международным сертификатом безопасности OHSAS 18001. Там современное оборудование, для сотрудников —специальная униформа, специальные ботинки, беруши и наушники. Фабрика в Харькове делает продукцию на экспорт в Японию — страну, известную своим перфекционизмом.

    У наших бизнес-билдеров (торговых представителей) стоят специальные устройства, которые мониторят скорость их передвижения на служебном автомобиле, и если сотрудник превышает скорость, то его могут лишить машины. Благодаря программам безопасного вождения сотрудники лучше предотвращают ДТП, стало существенно меньше аварий. Мы стараемся брать в лизинг автомобили, которые отвечают европейским нормам по выбросам. Еще одно направление — равные возможности. Сейчас у нас 32,8% женщин на управленческих должностях, а к 2022 году на глобальном уровне мы хотим достичь показателя в 40%.

    А как с активно развивающимся трендом  -  возможность дистанционной работы, такое реально в бизнесе, связанном с производством?

    Возможность дистанционной работы рассматривается, если по каким-либо личным обстоятельствам человеку необходимо побыть дома. Можно заполнить специальную заявку work from home и один день в неделю работать дома.

    Трансформация бизнеса обязательно влечет за собой трансформацию внутри компании. Какие, на Ваш взгляд, подходы к бизнесу необходимо менять в первую очередь?

    Среди новых методов, которым необходимо научиться прежде всего, — fast experimentation или быстрое реагирование.

    Мы же такие мастодонты корпоративной культуры, у нас же палочки должны быть перпендикулярны. Бизнес строился десятилетиями и работает отличнейшим образом. А сейчас о чем мы заявляем? Что хотим разрушить традиционный бизнес, который приносит нам прибыль, полностью реформировав табачную индустрию. При этом происходит и трансформация сознания. Постоянно идет обучение новым методам, в том числе и быстрому реагированию — разрабатываем проект и моментально его внедряем. Много инициатив по проектной работе, которая собирает людей из разных департаментов.

    У проектов с таким сложным перекрестным менеджментом какой должна быть схема на страте, чтобы получить высокую эффективность?

    Есть идея, есть команда. Команда запитчила идею, пытаясь продать управленческому борду. Управленческий борд посмотрел, купил, говорит: "Хорошо, даем денег или выделяем ресурсы людьми. У команды очень мало времени на создание минимально жизнеспособного продукта (MVP). После чего она возвращается к своему управленческому борду: "Вот что у нас получилось". Борд смотрит и говорит: "Слушайте, классно получилось. Давайте сделаем это на всю область, на всю Украину" или наоборот: "Не тратьте свое время зря, давайте работать над чем-то новым".

    Если говорить о Цели 12 "Ответственное потребление и производство", что здесь в приоритете?

    Сокращение выбросов Со2. Инициативы по энергосбережению только в прошлом году помогли сократить выбросы Со2 на 95 тонн. Была установлена система рекуперации воздушных компрессоров, устаревшие насосы заменены новыми вакуумными, установлены автоматические светодиодные осветительные системы. В логистике используются так называемые круговые маршруты, чтобы минимизировать простой и не допускать пустых поездок. Потребление воды снижено на 13%. Сделаны точки для раздельного сбора отходов.

    Антикоррупционные программы
    Говоря о CSR, невозможно обойти тему противодействия коррупции, очень актуальную для Украины…

    По данным ВОЗ, 10-12% табачной продукции в мире является нелегальной и лишает государства налоговых поступлений на уровне $40-50 млрд в год. Это огромная цифра, поэтому компания работает с государственными и негосударственными партнерами для решения данной проблемы, которая создает препятствия для нормального существования экономики.

    Наша деятельность в соответствии с Целью 16 устойчивого развития "Мир, правосудие и эффективные институты" направлена на противодействие взяточничеству и коррупции, а также нелегальной торговле табачной продукцией.

    Если говорить об Украине, то мы очень позитивно оцениваем тот факт, что в конце марта этого года Государственная фискальная служба и Украинская ассоциация производителей табачных изделий "Укртютюн" подписали меморандум о сотрудничестве относительно противодействия незаконной торговле и незаконному перемещению табачных изделий и оборудования.

    На глобальном уровне в позапрошлом году запущена инициатива РMI Impact по поддержке государственных, частных и неправительственных организаций в разработке и осуществлении проектов по борьбе с нелегальной торговлей. На финансирование проектов выделено $100 млн.  Это могут быть как исследовательские инициативы, так и мероприятия, связанные с пресечением нелегальной торговли табачной и другой продукцией.

    В 2017 году независимый экспертный совет инициативы отобрал для финансирования в первом раунде проекты, ориентированные на борьбу с незаконной торговлей и связанными с ней преступлениями в Европейском Союзе.

    К сожалению, Украина лидирует по поставкам нелегальных сигарет в страны ЕС — около 5,8 млрд штук за 2016 год, согласно отчету KPMG.

    За 2017 год доля нелегальных сигарет на украинском табачном рынке достигла 2,1%. Эта цифра кажется небольшой, но пугает динамика: по сравнению с 2016-м контрабандных сигарет на рынке стало вдвое больше. Основными их поставщиками в Украину являются Беларусь, Молдова и Россия, где сигареты дешевле. На украинском рынке функционируют как минимум два поставщика фальсификата, которые находятся на неподконтрольных территориях.

    Как бизнес может бороться с контрабандой?

    Повышать осведомленность о проблеме контрабанды сигарет. К примеру, в 2016 году была проведена образовательная кампания во всех пограничных пунктах с ЕС: это были огромные постеры, которые предупреждали контрабандистов о законах в приграничных странах. Если в Украине контрабанда не считается уголовным преступлением, задержанного только штрафуют и конфискуют товар, то в Польше, Венгрии и других странах Евросоюза за подобную деятельность введена уголовная ответственность, предусматривающая лишение свободы от трех до семи лет.

    Поддержка предпринимательства
    Крупные компании, понимая, что устойчивое развитие невозможно без развития малого бизнеса, активно помогают предпринимателям: финансами, консалтингом, заказами. Поддерживаете этот тренд?

    В 2016-2017 годах вместе с Европейской Бизнес Ассоциацией создали проект поддержки малого и среднего бизнеса Unlimit Ukraine. Он был запущен при поддержке Министерства экономического развития и торговли Украины, чтобы дать толчок молодому украинскому бизнесу к росту и развитию.

    В инициативе могли принять участие украинские производители товаров и услуг, у которых бизнес не старше семи лет, честный и прозрачный. Начинающие бизнесмены получили новые знания, участвуя в тренингах и мастер-классах, завязали множество деловых контактов, обменялись опытом с представителями крупных компаний.

    В рамках Unlimit Ukraine была реализована внутренняя инициатива 4В– (BeBetterBecometheBest) для локальных поставщиков, в которой участвовали около 300 местных производителей товаров и услуг (дизайн, производство брендированной и сувенирной продукции, полиграфия, фото- и видеопродакшн, организация мероприятий и другое, в том числе и участники проекта Unlimit Ukraine).

    Победителям вручили призы на красивой церемонии награждения в киевском бутике iQOS Space.

    Еще один тренд, активно набирающий силу в Украине, — сортировка мусора. Как считаете, каким образом бизнес может влиять на улучшение ситуации с отходами?

    В прошлом году в рамках Unlimit Ukraine был проведен конкурс инновационных проектов "Чистые улицы". Стартаперы представили решения по сортировке и переработке окурков и прочих отходов. Там мы познакомились и подружились с Евгенией Аратовской — основательницей "Україна без сміття", которая вошла в состав жюри и участвовала в отборе лучших решений.

    Какие решения запомнились своим новаторством?

    Идеи всех финалистов были очень интересны. Например, Елизавета Годовикова придумала умную урну, которая сама может вызвать нужные службы, когда пора вывозить мусор. А Александр Санченко (Бычкоff) предложил создать сеть свалок для окурков по Киеву с местом для размещения рекламы. По его расчетам, за счет рекламы можно осуществлять вывоз и хранение окурков.

    Затем мы решили не ограничиваться проектами по переработке и утилизации лишь окурков и расширили диапазон, рассматривая и выбирая самые удачные идеи по сбору, сортировке и ресайклингу мусора.

    Чистые улицы

    Как раз сейчас вместе с "Україна без сміття" планируем провести информационную кампанию, рассказать людям, как важно сортировать отходы, что можно произвести из переработанной пластиковой бутылки или полиэтиленового пакета. Собранные нашими сотрудниками пластиковые крышки отправили в Одессу на переработку. А финалист конкурса "Чистые улицы" Евгений Хлебников, который занимается производством дизайнерской мебели из вторсырья,  конструирует из переработанного пластика лавочку, которую мы установим в одном из парков.

    И это только начало. Хотим приобщать к подобным социальным проектам другие компании, хотим мотивировать украинцев относиться к проблеме мусора более ответственно.

    Помощь громадам
    Корпоративная благотворительность многими компаниями была уведена на второй план в программах CSR, но с приходом трудных времен, снова стала актуальной, и в первую очередь как помощь общинам тех мест, где расположено производство. Согласны, что это важно сейчас? 

    В 2017 году на благотворительные проекты в Харьковской области, на которой сконцентрировались, было потрачено 6,5 млн грн. В основном -  на оборудование для Роганской, Докучаевской, Глибоцкой и Борисовской врачебных амбулаторий. Были установлены гелиосистемы из солнечных коллекторов, чтобы у медиков была горячая вода, которой до этого не было. Одна из акушерок призналась: "Я работаю здесь 30 лет и в первый раз помыла руки в теплой воде".

    Также были установлены солнечные панели в качестве альтернативного источника энергии на случай отключения электричества, фотопанели для освещения территории. Помогли купить необходимую оргтехнику, системы безопасности. В детском саду в селе Докучаевское установили систему наружного освещения — энергосберегающие фонари. В Харькове обустроили инновационную площадку Green Zone в парке "Молодежный".

    Ранее подобные проекты реализовывались в других регионах Украины, планируем и в дальнейшем заниматься благотворительностью по всей стране.

    БЕСЕДОВАЛА ЕЛЕНА ГЛАДСКИХ

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.