Основной лейтмотив реформы автодорожной отрасли Украины — отдать строительные функции и контроль за качеством работ рынку, а "Укравтодор" будет выступать только заказчиком проектов.
Приватизация активов "Укравтодора" должна состояться в 2016 году. Об этом в интервью ЛІГАБізнесІнформ сообщил советник министра инфраструктуры Роман Хмиль, который после проверки на соответствие требованиям чиновника возглавит департамент стратегического развития дорог и автотранспорта Мининфраструктуры.
"Формально датой начала реформы будет 1 января 2016 года, поскольку нужно внести изменения в бюджет Украины. Но все юридические вопросы мы хотим решить уже до конца этого года. Может быть, успеем в этом году передать облавтодоры на места. А уже в течение 2016-го будет проведена приватизация всех активов", — сказал Хмиль.
По его словам, основной лейтмотив реформы автодорожной отрасли Украины — отдать строительные функции и контроль за качеством работ рынку, а "Укравтодор" будет только выступать заказчиком проектов.
Хмиль сообщил, что в ходе приватизации новым собственникам отойдут райавтодоры, техника и т.д. — всего около 630 компаний. При этом сами дороги останутся в коммунальной либо в государственной собственности.
По словам советника министра, Украине в реформировании дорог больше всего подходит опыт Польши, правда, ее хорошие результаты были во многом обеспечены поддержкой Евросоюза, который инвестировал около 80 млрд евро за последние 10 лет.
Хмиль также сообщил, что сама смена отношений в автодорожной отрасли потребует сравнительно небольших вложений, а вот на строительные работы нужны колоссальные средства. "Чтобы изменить систему, много денег не нужно — до 10 млн долларов. Основной объем финансирования нужен на ремонт дорог. Чтобы отремонтировать 50 тысяч километров дорог госзначения, нужно от 500 миллиардов до 1 триллиона гривень и 10 лет", — резюмировал Хмиль.
Независимые эксперты приступят к исследованию качества дорожного полотна украинских трасс примерно через месяц, сообщил советник министра инфраструктуры. "Речь идет о контроле качества дорожных работ. Это будут делать независимые инжиниринговые компании, которые дорожат своей репутацией. Проверка качества работ независимыми экспертами начнется уже в конце мая — начале июня", — сказал Хмиль.
По его словам, это не обязательно будут только зарубежные компании, местные также смогут подключиться к проверке. "Но инженеры должны быть сертифицированы по международным стандартам и у компании должна быть надежная репутация и опыт работы на рынке не менее 10-20 лет. Это важно, поскольку они будут визировать своим именем результат проверки работ. При выявлении нарушений по качеству работ будут применяться очень жесткие санкции к подрядчикам", — заявил Хмиль.
Он напомнил, что согласно оценкам специалистов, 97% украинских дорог находятся в неудовлетворительном состоянии и ямочный ремонт, на который сейчас направляются все "дорожные" деньги из бюджета, призван лишь обеспечить проезжаемость дорог как таковую.
"Если сегодня отказываться от ямочного ремонта, то половина страны будет просто непроезжаемой. Это не выход. В целом я согласен, что ямочный ремонт — это профанация и мы просто засыпаем ямы. Но в условиях нынешнего финансирования это пока единственная возможность быстро решить проблему — чтобы элементарно можно было проехать", — отметил советник министра.
Напомним, в текущем году на содержание дорог для "Укравтодора" предусмотрено 3,4 млрд гривен бюджетных средств.
"По нашим данным, в этом году от взимания акциза на топливо будет собрано около 30-35 миллиардов гривен. Автодору выделено 20 миллиардов гривен. Из них 17 миллиардов уйдет на погашение кредитов. Оставшихся 3 миллиарда гривен хватит только на треть от необходимых работ по ямочному ремонту. Денег на средний и капитальный ремонт нет вообще", — отметил Хмиль.
По его словам, основная проблема сейчас состоит в том, что финансирование "Укравтодора" идет из общего фонда бюджета, по остаточному принципу. Планируется принять закон о государственном дорожном фонде и территориальных (областных) дорожных фондах. Поступающие в фонды деньги будут тратиться исключительно на потребности дорожной отрасли, что станет одним из главных источников средств на ремонт.
Кроме того, сказал Хмиль, сегодня около 30-50% рынка нефтепродуктов находится в тени. Если легализовать эти потоки, то можно собирать еще около 35 млрд гривен.
"Третий источник — взимание платы с большегрузного транспорта. Это дискуссионный вопрос, поскольку перевозчики переложат эти затраты на потребителя, что отразится на розничной стоимости товаров. Но, если хотим дороги, нужно за это платить. Еще один источник — взимание штрафов за перегруз", — рассказал советник министра.
Как известно, с 1 января 2015 года в Украине введен 5-процентный налог на продажу топлива на АЗС для финансирования ремонта и эксплуатации местных дорог. "По нашим оценкам, за счет него будет собрано около 10 млрд гривен. 3 млрд гривен "Укравтодора" и 10 млрд гривен на местах — это существенные деньги, на которые можно провести качественный ремонт и содержание дорог", — отметил Хмиль. Он ответил утвердительно на уточняющий вопрос о том, закрывает ли эта сумма полностью потребность в ямочном ремонте на этот год. Вместе с тем местные власти начали тратить поступающие деньги на другие отрасли и, таким образом, дорожная отрасль снова лишается эксплуатационного ресурса.
"Местные власти расходуют его не по назначению (на ремонт школ, соцпрограммы и т.д.), поскольку порядка расходования этих средств пока нет. Может быть, и правильно потратить эти деньги на детский садик, но население должно знать, что финансирование местных дорог есть и они могут требовать у местной власти проведения ремонта. Сейчас отговорки мэра или сельского председателя о том, что деньги на ремонт дорог нужно требовать в Киеве, уже неактуальны. Просто люди об этом не знают", — резюмировал Хмиль.
Роман Хмиль является выходцем из IT-отрасли Украины, он был сооснователем известной на рынке компании Global Logic, а также руководил украинским офисом датской аутсорсинговой компании Ciklum. В прошлом году Хмиль запустил социальную инициативу MyRoad — проект реформирования дорожной отрасли, в рамках которого автолюбители разрабатывают рекомендации и пытаются влиять на госорганы, задействованные в этой сфере. Возглавить департамент стратегического развития дорог и автотранспорта Мининфраструктуры Хмиля пригласил министр Андрей Пивоварский.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua