«Революция Достоинства начиналась как культурно-художественный протест молодежи и людей старшего поколения. Людей, которые не до конца верили, что кто-то может забрать европейское будущее у целой страны. С самого начала мы протестовали чисто художественными мероприятиями: декламацией поэзии, литературы, выступлениями музыкальных групп. В таких условиях Евромайдан взрослел и осознавал, каким должно быть будущее украинской нации. Этот процесс перехода к взрослому состоянию был очень болезненным, трагическим. Аналогичный болезненный процесс с начала и до конца революции проходил с украинским искусством», — сообщили на пресс-брифинге в Украинском кризисном медиа-центре в рамках спецпроекта «Майдан. Возрождение нации. Год первый» украинские художники Алексей Белюсенко, Матвей Вайсберг, Николай Гончаров и Геннадий Гутгарц.
Художники убеждены, что «пост-майданного искусства» нет как такового. Существует новое, рожденное Майданом искусство. «Публика» стала народом, который начал мыслить самостоятельно, выбирать, что является стоимостным, ценным. Появились новые, более глубокие критерии и оценки, возникает необходимость совсем другого, действительно глубокого слова, образа, формы, гармонии.
Художественный проект Матвея Вайсберга «Стена» состоит из 28 работ, которые иллюстрируют революционные события на Майдане. Художник вышел на Евромайдан как гражданин со своей позицией, но в ходе развития событий были созданы эти артефакты. Экспозиция работ Матвея Вайсберга «Стена» была представлена в лондонском офисе Еврокомиссии и в Нью-Йорке в Украинском институте Америки в рамках проекта «Майдан. Украина. Путь к свободе».
Николай Гончаров, автор серии плакатов «Война», практически ежедневно продолжает наполнять серию тематическими произведениями. Работы художника стали особенно популярными в социальных сетях, широко используются как постеры и декоративные элементы. В планах художника издание книги «Война» с иллюстрациями своих работ.
Геннадий Гутгарц, автор проекта «Искры святости», объяснил, что его работа на фасаде сожженного Дома профсоюзов в Киеве, которую жители города могли наблюдать в течение 3 месяцев, это 100 ярких красных пятен на фоне черных от огня стен здания. Художник искал новую кодировку, новые смыслы, ведь, по словам автора, даже слово «сотня» уже имеет другое значение для нас, совсем другой подтекст. Художник выбирал цвет принципиально подобный цветам, которые используются в игре пейнтбол. Геннадий таким приемом хотел подчеркнуть, что человеческие жизни — это не игра, а кровь, выстрелы и смерти абсолютно реальные. Процесс интеграции в общество художественного произведения был очень специфическим, ведь люди Майдана с первого раза не всегда легко воспринимали художественные приемы автора, нужно было объяснять новые коды и формы, прежде чем творчество художника начало восприниматься широкой публикой.
Выставка работ «Дневник экстремиста» Алексея Белюсенка будет представлена с 1 по 18 декабря в Музее истории Киева. Серия работ состоит из рисунков, отражающих ежедневные события на Майдане. Алексей Белюсенко планирует после экспозиции работ в Киеве, совершить тур по городам Украины.
«Творческие люди всегда реагируют на события в художественной форме, а главным ориентиром и критиком для них есть люди, ведь искусство всегда было отражением глубинной души народа и является показателем тектонических изменений в сознании», — подытожили авторы.
e-news.com.ua