Для одних он - контрреволюционер, для других - живой Будда, лидер тибетского народа в изгнании и Нобелевский лауреат. О себе он скромно говорит: "Я - простой буддийский монах". Для него "Далай-Лама" - лишь титул, обозначающий занимаемую должность...
Океан мудрости
По-монгольски "далай" - "океан", по-тибетски "лама" - гуру, учитель. А в китайском языке слово "лама" соответствует понятию "хо-фо" - "живой Будда". Это вызывает у тибетцев досаду. Таких вещей тибетский буддизм не признает: далай-лама - не Будда, он лишь относится к той редкой категории людей, которые могут выбирать способ своего перерождения.
Основателем буддизма был принц Сидхартха, которого признали Буддой Шакьямуни. Он родился более 2500 лет назад. Его учение, известное теперь как Дхарма, или буддизм, было введено в Тибете в IV веке н.э. Но чтобы вытеснить исконную религию бон, ему понадобилось несколько столетий. Буддизм закрепился прочно - настолько, что его принципы стали управлять страной на всех уровнях.
Основополагающий закон буддизма - взаимообусловленность, или закон причины и следствия. Он прост и утверждает, что все переживаемое индивидуумом происходит благодаря его же действиям, обусловленным побуждением. Побуждение есть корень и действия, и переживаемого. Из такого понимания проистекают буддийская теория сознания и теория перерождения.
Первая утверждает, что, поскольку причина порождает следствие, в свою очередь становящееся причиной следующего, сознание должно быть непрерывным. Оно течет, накапливая опыт и впечатления с каждым мгновением. Из этого вывод: в момент физической смерти сознание существа содержит отпечаток всех этих прошлых переживаний и впечатлений, а также действий, которые им предшествовали. Это называется "карма", что означает "действие". Таким образом, именно сознание с сопутствующей ему кармой "перерождается" в новом теле.
Поскольку коренная природа сознания нейтральна, возможно выйти из нескончаемого круговорота рождения, страдания, смерти и перерождения, присущего жизни, но лишь тогда, когда устранена вся негативная карма и все мирские привязанности. Считается, что, когда это достигнуто, сознание сначала обретает освобождение, а затем, в конечном счете, состояние Будды. Однако, согласно буддизму тибетской традиции, существо, которое достигает состояния Будды, хотя и свободно от сансары, "колеса страданий" (так называется феномен бытия), будет продолжать возвращаться туда, чтобы действовать на благо других существ до тех пор, пока каждое из них не освободится подобным образом.
Когда-то Тибет был обширной империей в Центральной Азии: ей принадлежала часть Северной Индии, Непал, Бутан, некоторые китайские территории. Захватив в 763 году н.э. Пекин, тибетцы добились от китайцев обещания платить дань, но, по мере того как росла приверженность соседей к буддизму, отношения Тибета с ними приобретали скорее духовный, нежели политический характер. С Китаем у Тибета установилась связь, как у священнослужителя с мирским покровителем. Маньчжурские императоры-буддисты называли далай-ламу "Царем Проповеди Буддизма".
Мальчик из Такцера
Тибетские имена, названия местностей и предметов очень образны. Например, Цангпо, название одной из важнейших рек Тибета, дающей начало великой Брахмапутре, - означает "очищающая". В северо-восточной тибетской провинции Амдо, окаймленной ледяной пустыней и могучими Гималаями, затерялось бедное поселение Такцер - "Рычащий Тигр". 6 июля 1935 года (согласно тибетскому календарю - год Дерева Свиньи) в семье скотоводов Чойкьон Цэринг и Сонам Цомо родился девятый ребенок. Его назвали Лхамо Тхондуп - "Богиня Исполняющая Желания". Мальчик рос, не отличаясь ничем особенным от других детей. Ему не исполнилось и трех лет, когда в монастырь Кумбум прибыла поисковая группа, посланная правительством, чтобы найти новое воплощение далай-ламы. Сюда ее привел ряд знамений. Одно из них было связано с бальзамированным телом Тхуптэна Гьяцо, Далай-Ламы XIII, который в 1933 году умер в позе медитации в возрасте пятидесяти семи лет. Его тело поместили на трон в сидячем положении, а через некоторое время обнаружилось, что голова повернулась с юга на северо-восток. Вскоре после этого регент Ретинг Ринпоче, сам являвшийся высоким ламой, глядя в воды священного озера Лхамой Лхацо в южном Тибете, ясно увидел тибетские буквы "Ах", "Ка" и "Ма". За ними последовало изображение трехэтажного монастыря с бирюзово-золотой крышей, от которого к горе шла тропа. И наконец, дом с водостоками странной формы. Уверенный, что буква "Ах" означает северо-восточную провинцию Амдо, он направляет поисковую группу туда.
Монастырь и в самом деле оказался трехэтажным и... с бирюзовой крышей. Нашлась и гора, и дом с необычными водостоками из стволов можжевельника.
Не открывая цели своего визита, посланцы попросились на ночлег. Глава группы Кевцанг Ринпоче выдал себя за слугу и большую часть вечера провел, наблюдая за самым маленьким ребенком и играя с ним. Ребенок узнал его и закричал: "Сера-лама, Сера-лама". Сера - название монастыря, из которого был Кевцанг Ринпоче. Через несколько дней группа уже в статусе официальной делегации вернулась в поселок, захватив на этот раз несколько вещей, принадлежавших Тринадцатому Далай-Ламе, и несколько похожих, но не принадлежавших ему. Ребенок безошибочно определил принадлежность каждой: "Это мое. Это мое", - повторял он, показывая пальчиком на вещи Далай-Ламы XIII. Поисковая группа почти уверилась, что нашла новое воплощение, но был еще один кандидат и следовало взглянуть на него, прежде чем выносить окончательное решение. Прошло совсем немного времени, и новым Далай-Ламой был признан мальчик из Такцера.
Трудное детство
Попасть в столицу Тибета Лхасу мальчик смог только через восемнадцать месяцев. Губернатор провинции, китаец-мусульманин Ма Буфэн, всячески препятствовал этому. Однако, получив большой выкуп, дал разрешение, и спустя три месяца маленький Лхамо воссел на искусно вырезанный деревянный трон. Весь следующий год он наслаждался свободой, беззаботно играя с братом и довольно регулярно встречаясь с родителями, получившими статус высшей знати и солидное состояние. Это была последняя мирская свобода, которую он когда-либо знал...
Зимой 1940 года в храме Джокханг четырнадцатый Далай-Лама был посвящен в монахи. Состоялась церемония "тапху" - отрезание волос. Отныне он должен был брить голову и носить темно-бордовую монашескую одежду. Согласно древнему обычаю, он лишился своего имени Лхамо Тхондуп и принял имя Регента, ставшего Старшим Наставником, а также несколько других. Теперь его полное звучало так: Джампэл Нгаванг Лобсан Еше Тэнзин Гьяцо.
В Лхасе юный Далай-Лама жил в двух резиденциях: летней, утопающей в парках и садах Норбулингк, и зимней - величественном дворце Потала, строительство которого началось в конце XVII века во время правления Великого Далай-Ламы V. Когда в 1682 году он умер, Дэси Сангьей-Гьяцо, верный премьер-министр, еще пятнадцать лет скрывал факт смерти до тех пор, пока здание не было завершено, и сообщал лишь, что Его Святейшество удалился в длительное затворничество.
eliteclub/20/450_1.php">EliteClub