Проект первой подводной лодки на территории Российской империи был создан на одесском Фонтане Степаном Карловичем (Стефаном Казимировичем) Джевецким. Молодой изобретатель был демобилизован после трагического боя российского военного корабля "Веста" с турецким броненосцем. В столкновении с бронированным чудом военной мысли того времени русский пароход был буквально изрешечен и большая половина экипажа погибла. Матрос Степан Джевецкий получил солдатского Георгия за храбрость и... повод подумать.
Литературным хитом конца ХIХ века, без сомнения, был фантастический роман господина Жюля Верна "20 тысяч лье под водой". Гениальный фантаст на несколько десятков лет предвосхитил создание боевых подводных лодок. Но сама идея субмарины давно витала в воздухе, ведь возможность уничтожать корабли противника из-под воды прельщала еще Леонардо да Винчи. В конце ХIХ века сразу в нескольких странах были осуществлены попытки построить действующие субмарины. Но почти все они были несовершенны, а попытки их боевого использования завершались гибелью экипажа. Но одесская субмарина Джевецкого не просто один раз погружалась в воду. Аппарат Джевецкого стал первой полноценной субмариной.
ПИВНАЯ БОЧКА. После расформирования экипажа "Весты" Степан Джевецкий поселился на своей одесской даче. Несколько месяцев напряженной работы — и он, с толстым рулоном чертежей, наносит визит Гулье Бланшару, которому в то время принадлежал механический завод. Бегло взглянув на проект, Бланшар пожимает плечами и говорит, что сильно сомневается в плавучести будущего подводного корабля. Но, к счастью, Джевецкий был богат, и сомнения владельца завода были развеяны предстоящей суммой сделки. Изготовление "подводного судна господина Жюля Верна" быстро стало поводом для пересудов и сплетен городской общественности. В возможность постройки фантастического корабля мало кто верил. Наибольшую популярность завоевала версия о том, что на заводе Гулы Бланшара, как называли его одесские босяки, клепают огромную пивную бочку с механическими насосами. Ее, де, как утверждала одесская желтая пресса, установят на бульваре и будут включать на праздники и народные гуляния.
ОПАСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ. После нескольких месяцев напряженной работы "подводная пивная бочка" была таки изготовлена. Но на сложный механический "фарш" денег у изобретателя не хватило. И тут подключился известный меценат, купец первой гильдии и банкир Федор Родоканаки. После внесения им необходимой суммы одесский "наутилус" был спущен на воду. В течение всего лета 1878 года Степан Джевецкий лично пилотировал свой подводный аппарат в Одесской гавани. Не всегда испытания напоминали милые прогулки в подводном царстве. Так, во время попытки проплыть под днищем яхты "Эреклик" на одесском рейде подводный аппарат зацепился стеклянной рубкой за киль судна. По воспоминаниям самого Степана Карловича, только везение спасло тогда изобретателя и его детище. Первая российская субмарина была оборудована велосипедным приводом, запаса воздуха хватало всего на 20 минут, но она уже реально могла погружаться на глубину около 14 метров и выполнять боевые задания. Боеспособность подлодки была продемонстрирована в начале осени адмиралу Черноморского флота Николаю Аркасу. Степан Джевецкий, преодолев под водой более 200 метров, подвел к барже мину и успешно взорвал ее. Восхищенный адмирал телеграфировал в Петербург о появлении в России нового чудо-оружия.
Источник http://odesskiy.com
e-news.com.ua