• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Уход за ребенком - воспитание и обучение

    Опубликовано: 2019-01-15 22:48:09
    Вопросы воспитания и обучения входят в понятие уход за ребенком.

    Многие, особенно молодые, родители часто задают вопрос: когда нужно воспитывать ребенка? Б. Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним» отвечает на этот вопрос так: "воспитывать ребенка следует начинать еще до его рождения". Мама гладит живот, разговаривает с ребенком, слушает музыку. Ребенок по-своему, реагирует на различные действия мамы- начинает активно толкаться в животе или наоборот замирает, будто прислушиваясь. Психологи рекомендуют будущим папам тоже общаться с еще не родившимся ребенком. Практика показывает, что папы, общавшиеся со своими еще не родившимися детьми, легче налаживают с ними отношения после рождения и становятся более значимыми для детей. В этой статье будут рассмотрены вопросы воспитания и обучения детей от рождения и до поступления в школу.

    Итак, пережиты долгие месяцы беременности, роды, несколько дней наблюдений неонатологов и вот - мама с малышом дома. Радостное и волнительное событие для всей семьи. Более опытные родственницы, новоиспеченные бабушки начинают заваливать молодую маму советами и рекомендациями . Как разобраться во всем этом многообразии мнений и советов, как принять верное решение и не навредить малышу? Самое главное – это спокойствие мамы. У мамы с новорожденным имеется тесная духовная связь, ее эмоциональное состояние почти сразу же передается малышу, а он в силу несформированности нервной системы реагирует психосоматическими нарушениями. Другими словами, если мама расстроена, то малыш тоже будет капризничать, плохо спать и даже отказываться от еды. Поэтому, первоочередной задачей молодого папы становится поддержание настроения и эмоциональной стабильности молодой мамы. И, конечно, молодым родителям не стоит отказываться от помощи бабушек, хотя бы первое время. В семье кто-то должен работать, а молодой маме надо успевать и ухаживать за ребенком и уделять внимание себе: высыпаться, правильно и вовремя питаться, гулять, приводить себя в порядок после беременности и родов. Поэтому следует, либо попросить бабушек первое время помогать маме с ребенком, либо нанять няню, если позволяет материальное состояние семьи. На первый взгляд, может показаться, новорожденному нужен, только гигиенический уход, но в действительности ребенку с первых дней нужно развитие и физическое, и умственное, и эмоциональное . Как же мама, не обладающая знаниями по педагогике и психологии, может сама осуществлять занятия с малышом? В данной статье будут рассмотрены конкретные методы и приемы домашних занятий с детьми по возрастам, а так же даны рекомендации, как грамотно организовать всестороннее развитие ребенка в семье.

    Развитие ребенка первого года жизни.

    Итак, мама с малышом дома. Ребенок начинает впитывать новую информацию: слышит голоса родных ему людей, ощущает прикосновения, позже начинает присматриваться, а потом и узнавать лица своих и чужих. Уже с первых дней нужно расширять эмоциональную сферу ребенка. Можно включать негромкую музыку, звуки природы, желательно использовать не только те произведения, что мама слушала во время беременности, но и пополнять впечатления малыша детскими песенками, колыбельными и специально аранжированными классическими произведениями.

    С первых дней жизни младенца, педиатр рекомендует массаж и гимнастику. Это развивает крупную моторику малыша, а так же тактильную чувствительность. Здесь же можно предложить маме игру с малышом: поглаживать ручкой ребенка предметы разной фактуры. Это могут быть игрушка, кусочек меха, пеленка, одеяльце малыша. Такая игра способствует развитию мелкой моторики ребенка, что, в свою очередь, помогает развитию мышления и речи. Вот малыш растет, уже научился удерживать взгляд на чем-то ярком, на мамином лице. Пора добавить зрительных впечатлений. Можно прикрепить над кроваткой крохи мобиль, движущуюся карусель из игрушек. Это занимает ребенка довольно надолго. Чтобы помочь крохе научиться концентрации внимания, можно предлагать ему рассматривать черно-белые картинки. Для начала это могут быть простые фигуры и линии, потом силуэты простых предметов, а затем и сложные узоры и мандалы. После двухмесячного возраста картинки могут быть цветными. Но для начала цветов на картинке может быть один или два. Со временем количество цветов увеличивается.

    Ребенку очень нравится слушать голос мамы, поэтому во время проведения гигиенических процедур, массажа, гимнастики и в других режимных моментах она все время разговаривает с малышом, называет его по имени, рассказывает ему сказки, поет песенки. Музыкальные данные мамы не имеют абсолютно никакого значения, первое время неважно даже содержание маминой речи, главное - интонация.

    Малыш растет и осваивает новые движения. В это время можно использовать различные развивающие коврики. Данные игровые пособия позволяют ребенку развивать новые виды движений: он тянется рукой к висящей игрушке, задевает ногой стойку и игрушки качаются. Сначала малыш не понимает, что игрушки качаются от его движений, но постепенно приходит понимание этой взаимосвязи и кроху это забавляет. Подтягиваясь, к лежащей перед ним игрушке, малыш постепенно научается ползать. Этот новый вид движения открывает перед крохой огромные возможности в освоении пространства. И теперь перед взрослыми стоит задача: максимально обезопасить для ребенка пространство квартиры.

    На первое место выходит чистота пола, так как не следует ползающего ребенка ограничивать пространством дивана. С этого момента заклеиваются или завязываются дверки всех шкафов, доступных ребенку с пола, чтобы малыш не прищемил себе пальцы. Двери в комнаты тоже должны надежно фиксироваться, чтобы не травмировать юного исследователя.

    С того момента, когда карапуз научился сидеть ему доступны игры и игрушки на развитие мелкой моторики рук. О том, как развивать мелкую моторику рук написано огромное количество статей и пособий и в рамках данной статьи подробно останавливаться не будем. Следует только сказать, что в развитии мелкой моторики рук ребенка не стоит ограничиваться лишь игрушками. Для этой цели подойдут фасоль, макароны, различные крупы, а так же развитию мелких движений рук ребенка способствуют игры с песком и водой.

    При этом продолжается развитие эмоций ребенка. Всем без исключения малышам нравится играть в прятки, когда мама прячется сама или прячет кроху за платочком или пеленкой, еще больший развивающий эффект получается если появляясь из-за платочка, мама меняет выражение лица: то грустное, то веселое, то удивленное. Меняя выражение лица, мама, называет изображаемые эмоции («мне грустно», «мне весело»).

    С самого раннего возраста можно начинать знакомство малыша с книгами. Сначала мама просто читает крохе, затем показывает иллюстрации. Малышу, который уже умеет сидеть в стульчике, дают в руки картонные, пластиковые и тд. книжки. Маленькие дети исследуют мир всеми органами чувств, поэтому первые книжки малыша, должны быть из прочного, но безопасного материала.

    Не обязательно показывать крохе, что книжки нужно листать, дайте ему книжку пусть исследует ее самостоятельно. Зато сколько удивления и восторга будет на маленьком личике, когда кроха обнаружит картинки!

    Самым основным умением к концу первого года жизни ребенка является хождение. Большинство малышей к первому дню рождения уже осваивают в разной степени это действие. Самым значительным умением в умственном развитии является появление первых слов, а так же большой пассивный словарь малыша. Итак, мы рассмотрели этапы развития детей от рождения до года, а так же выяснили основные методы и приемы воспитания и обучения.

    Воспитание и обучение ребенка второго года жизни носит более систематический характер. Так как ведущим видом деятельности детей второго года жизни является предметно-манипулятивная деятельность, то и строить воспитание и обучение ребенка, следует учитывая этот факт. Подросшему малышу интересно абсолютно все: то что звучит, то что открывается и закрывается, то что можно смять, уронить, поднять. Словом вся жизнь крохи в этот период строится на действиях с предметами. Взрослый может предложить сложить мелкие предметы в банку или коробку, убрать одежду в шкаф, спрятать ложки в ящик, во всем этом карапуз будет участвовать с удовольствием. На этом этапе так же очень важно помнить о безопасности ребенка.

    Для развития речи малыша и пополнения его пассивного словаря очень важно каждое ваше действие комментировать словами(« проснулись! Идем умываться, открываем кран, водичка потекла и тд . Ребенок , с которым много разговаривают, более общителен, охотнее вступает в контакт с детьми и взрослыми.

    Продолжается работа взрослых по развитию у малыша мелких движений кисти руки. Но наряду с этим нельзя забывать и о развитии основных видов движений, совершенствовании навыков ходьбы, бега. Так же в этом возрасте продолжается систематическая работа по воспитанию у детей опрятности, стремлению быть аккуратным, обучению навыкам личной гигиены и самообслуживания. Дети к концу второго года жизни уже умеют есть и пить из чашки самостоятельно, быстро приучаются пользоваться во время еды салфеткой. Ну и конечно, нельзя забывать, что основой детского развития является игра, поэтому все развитие и воспитание ребенка проходит в играх и игровых ситуациях. На третьем году жизни малыш уже сам начнет воспроизводить в игре некоторые эпизоды из жизни.

    Третий год очень знаменательный в жизни любого малыша, так как именно в этом возрасте происходят многие преобразования в психическом, физическом, эмоциональном развитии. Именно в этот период происходит, так называемый кризис трех лет. В психологии под кризисом понимают эмоциональное состояние человека , вытекающее из стрессовой ситуации. Результатом кризиса является новообразование. Это какой-либо навык, эмоциональная реакция, появившаяся в результате кризиса. Другими словами, кризис - это переломный момент на пути становления индивида. В кризисе трех лет формируется представление о половой принадлежности малыша, идентификация себя с взрослыми своего пола, копирование их поведения. Именно поэтому, ребенок должен видеть перед собой правильные модели гендерного поведения.

    Как правило, именно в этом возрасте ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения, родители связывают это с тем, что растущему дошкольнику требуется больший круг общения. Здесь хочется особое внимание уделить вопросу адаптации к ДОУ.

    Адаптацию к детскому саду (или любому другому ДОУ) различают трех видов: эмоциональная, мотивационная или моральная и физическая. Физическая адаптация подразумевает владение ребенком определенным уровнем навыков самообслуживания, а также сопротивляемость организма новым инфекциям. Эмоциональная адаптация-это способность ребенка адекватно воспринимать новое окружение и переживать разлуку с домом. Мотивационная адаптация – это понимание ребенком того, зачем он ходит в детский сад. Для того, чтобы все эти виды адаптации прошли максимально легко и быстро, взрослые должны правильно себя вести и корректировать поведение ребенка.

    Начинать подготовку ребенка к условиям ДОУ следует заблаговременно. Следует честно и эмоционально положительно рассказывать о том, что ждет малыша в садике. Можно прийти , с разрешения персонала разумеется, с ребенком на прогулку в садик. Рассказывая малышу о жизни в детском саду, не следует акцентировать внимание на отрицательных моментах, но и слишком приукрашать действительность тоже не стоит. Лучше честно рассказать о том, что предстоит разлука, но она будет недолгой и скучать малышу будет некогда, ведь его в группе ждут игрушки, друзья и интересные дела. О физической подготовке к посещению ДОУ следует заранее проконсультироваться с участковым педиатром, принять меры по поддержанию иммунитета. Практика показывает, что дети, которые посещают детский сад с удовольствием, реже болеют и проще переживают период адаптации.

    Возраст 4-5 лет в жизни ребенка становится периодом творчества во всех смыслах. Он уже многое умеет и стремится создавать что-то своими руками, а также активно развивается фантазия ребенка и способность размышлять. Так же происходит активное формирование произносительной стороны речи, к пяти годам завершается формирование органов речи и дети начинают выговаривать все звуки родного языка.

    Так же в этом возрасте, у детей возрастает желание помогать взрослым и быть полезными, они уже многое умеют и стараются чаще применять свои умения. Именно дети средней - старшей групп любят помогать малышам, дежурить по группе, помогать няне и воспитателю.

    Как говорилось выше, у детей в этом возрасте бурно развивается фантазия, 5-летки часто придумывают небылицы и, к сожалению, иногда путают их с действительностью. Взрослым стоит на это правильно реагировать, не воспринимать как злостное вранье, а тактично и дружелюбно отличать вымысел от правды.

    Ложь в чистом ее виде появляется у детей несколько позже, когда дошкольник начинает понимать, что из истории, рассказанной по-разному, можно извлечь выгоду для себя (избежать наказания или наоборот получить незаслуженное поощрение). Как ни странно в возникновении у детей стремления к вранью, виноваты именно взрослые. Наши неправильные реакции на некоторые детские поступки, дети очень четко подмечают и быстро устанавливают причинно-следственные связи, к сожалению тоже не всегда правильные.

    Следующий период дошкольного детства это возраст 6-7 лет или старший дошкольный возраст. Это время начала нового кризиса, кризиса 7лет. Этот период характеризуется возникновением внутреннего плана действий, период характеризующийся формированием готовности к обучению в школе. Важным новообразованием этого периода становится появление рефлексии, то есть оценки своих действий и их результатов, а так же осознание собственных переживаний. Именно эта особенность детской психики становится фундаментом для формирования у ребенка морали.

    Готовность ребенка к школе определяется тремя составляющими: физическая, умственная и психологическая или мотивационная. То есть, придя в школу, 7-летний дошкольник должен не только обладать неким багажом знаний, но и быть готовым к школьным нагрузкам физически и психологически, а так же понимать, зачем нужно ходить в школу. Кроме того, первоклассник должен обладать развитыми по возрасту творческими способностями. Как правило, дети, посещавшие детский сад, хорошо подготовлены к школе. Они знают для чего нужно учиться и ходить в школу, многие из них уже умеют читать. Но современные родители часто перестраховываются и записывают свое чадо в так называемую школу раннего развития (далее ШРР). Это как подготовительный класс к обучению в школе. Изначально это было рассчитано на дошкольников, не посещающих ДОУ, но со временем там стали проходить предшкольную подготовку все дети 6-7 лет. В этом тоже есть свои плюсы: во-первых, ребенок идет на подготовку в ту школу и чаще всего, к тому учителю, куда потом придет в первый класс. То есть, за подготовительный год малыш привыкнет к школе, к учителю, к детям, что значительно снизит уровень стресса в первом классе, так как начало обучения в школе это огромный стресс и для ребенка, и для родителей.

    В рамках данной статьи был рассмотрен вопрос ухода за ребенком, с точки зрения его социализации, воспитания и обучения. Надеемся, что помогли широкому кругу читателей с определением понятия уход за детьми. Данная статья написана с целью привлечь внимание взрослых, к тому, как правильно участвовать в жизни ребенка, чтобы помочь ему вырасти счастливым.
    Статью подготовил скромный менеджер сайта it-will-help.com
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.