Унижение и господство, ничтожество и величие, беспомощность и «сила», неудачник и «победитель», угнетенный и тиран: все эти крайности существуют одна за счет другой, каждая пара – это две стороны одной медали.
Ранее я где-то уже писал, что привязываясь к возвышению над кем-либо, мы автоматически связываем себя с унижением.
Чем «выше» от истины забираешься, тем больнее падать. Кажется, до недавнего времени я еще не понимал до конца, почему так происходит. Мне казалось, что все дело в привязанности к состояниям. Но недавно, анализируя эти явления, я увидел еще одну сторону. Я люблю смотреть на жизнь, понимая, что моя жизнь – то, как я ее воспринимаю. Мои проекции, мои мысли и чувства окрашивают мою жизнь. И так живет каждый. Что бы мы не делали, мы делаем это со своей жизнью. И в этом контексте, я уверен, когда человек возвышается над кем-либо, он действительно в то же самое время унижает сам себя. Именно поэтому нам следует избегать психологического господства и самовозвеличивания, т.к. эти крайности наряду с унижением происходят единовременно с одним и тем же человеком.
Упрощенно говоря, унижение возникает, когда нас оценивают ниже уровня нашей самооценки. Мы ощущаем, как нас оценивают не столько по конкретным словесным штампам, сколько в том, как с нами обращаются: деликатно, любезно и учтиво, или же небрежно – как с китайской подделкой. То, насколько высоко нас ценят, влияет на нашу самооценку. В итоге, человек не способен унизиться лишь в двух случаях: если у него вообще нет самооценки, либо, когда его самооценка не зависит от внешних факторов. Первый случай – это младенец, которого невозможно унизить, потому что унижать там пока еще нечего. Второй случай – это человек, который честен с собою на все сто. Унизить его невозможно, потому что такой просветленный прозрачный для себя уникум и без наших оценок уже знает, каков он есть. Так проявляется сила самопознания. Но для подавляющего большинства унижение и господство остается актуальной темой.
Наша жизнь является отражением нашей сущности. Почти в каждом человеке помимо каскада ложных субличностей, живут две сущности, которые здесь я условно обозначу такими именами как: униженное ничтожество и господствующий гордец. Эти имена условные и возможно, вы для себя подберете более подходящие и наглядные. Суть в том, что одна из этих сущностей – порождение боли, унижения и страха. А вторая – воплощение славы, гордости и величия. Так вот, в человеке не может жить только одна из этих сущностей – эти двое всегда живут парой, как две стороны одной монеты. На одной стороне – униженное ничтожество, на другой – господствующий гордец. Если есть один, значит, где-то прячется и второй. И в разное время наша личность отождествляется то с одним, то с другим. Здесь мы подбираемся к ключевому моменту.
Все дело в том, что никто не хочет чувствовать себя униженным ничтожеством. И чтобы избежать этого унизительного отождествления, мы всеми силами стараемся утвердиться в роли господствующего гордеца. Но униженное ничтожество при этом никуда не уходит, а продолжает жить рядом – в нашем подсознании. Когда мы отождествляем себя с гордецом, собственное униженное ничтожество мы приписываем человеку, над которым возвышаемся. Так мы «решаем» эту проблему. «Я – звезда, а униженное ничтожество – это другой человек, по сравнению с которым я – звезда».
Так случается раскол психики. Когда мы возвышаемся над кем-либо, нам кажется, что наш господствующий гордец – это мы сами, а наше униженное ничтожество – это какой-то другой человек, от которого дурно пахнет. Так мы «отделываемся» от собственной грязи, попросту приписывая ее другим людям. Но такое «решение» проблемы – самообман. Это даже не решение, а просто интеллектуальный финт – золоченая упаковка для пустышки. Просто нам тяжело смириться с фактами. Нам очень трудно принять то, что в нас живет, и поэтому мы всю скверну в самих себе приписываем другим людям, или внешним обстоятельствам. Униженное ничтожество нам просто удобней всего вытеснить в бессознательное, и затем спроецировать на какой-нибудь внешний объект, на обстоятельство, или на человека.
Когда мы возвышаемся над кем-то, в нас по-прежнему живет пара господствующего гордеца и униженного ничтожества. Просто наше «я» разделяется и нам кажется, что наше униженное ничтожество – это другой человек, за счет которого мы потешили свое самолюбие. На деле это всегда происходило за наш персональный счет, и расплачиваться нам в итоге приходится с собою. А бессознательное такие долги не прощает. Возвышаясь, мы создаем потенциал для унижения, которого всеми силами избегаем, возвышаясь. И так – снова и снова. Это реальный внутренний раскол, которым страдает и наслаждается практически каждый.
С расколом внутри люди сплетничают, перемывают друг другу кости, поносят правительство, чиновников, соседей, родственников, всех вообще, кого только вспомнят. В сущности, любые эмоциональные оценки – признак внутреннего раскола и его дальнейшее укрепление. Чтобы избежать подобного стиля общения, в разговоре с собеседником, следует не оценивать, а слушать и понимать. Тоже самое и в отношении себя – надо себя не оценивать, а осознавать и принимать то, что есть. Именно такое понимание и приятие приводит к спонтанным переменам, к росту личности и сознания. А оценки – это поддержание внутреннего раскола. Унижение и самовозвеличивание удерживают в болоте самообмана.
К сожалению, униженный вместо того, чтобы сделать выводы и понять, что с ним происходит, чаще всего пытается побыстрей снова возвыситься, укрепляя этим двойственность унижения и господства. Увы, от подобной психической «наркозависимости», судя по всему, страдают в разной степени почти все люди на земле. Унижение подпитывает гордыню, потакание гордыне – подпитывает унижение. Унижение – это раздавленная гордыня. И чтобы подавить унижение, приходится возвеличивать собственную персону в гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства, окрашиваясь гордыней, перерастает в самовозвеличивание, под влиянием которого, человек начинает унижать других, чтобы подавить чувство собственного ничтожества.
Мы способны пробежать тысячи миль по замкнутому кругу этой сомкнутой на себе двойственности. Пониженная самооценка отнимает веру в собственные силы, и происходит отказ от достижения поставленных целей. Это в свою очередь сдвигает планку самооценки еще ниже, укрепляя и подпитывая чувство никчемности униженного ничтожества. Будучи жертвой таких тенденций, двигаясь в подобном направлении, человек приближается к собственной гибели. «Неудачник» гнобит самого себя, не верит в свои силы, что делает его еще большим неудачником.
Иллюзии ума настолько сильны, насколько сильно мы в них верим. Мы способны вырваться из этого порочного круга на любом его этапе, в любое время, просто перестав покупаться на деструктивные пассажи подавленного ничтожества. Его мыслеобразы – не реальность. Просто фокусировка на душевном недуге сужает восприятие, и может закрывать собой весь обзор жизни. В итоге сквозь шоры «болезни» вся жизнь кажется болезненной. Так работают наши ментальные проекции. Но стоит отвлечь внимание от этих иллюзий, и мы ясно различаем свой потенциал и свои перспективы, осознаем наличие еще нераскрытых личных способностей. Каждый способен развивать и проявлять способность преодолевать жизненные трудности, закаляться «в бою», освобождать ум от лишающих сил влияний, и становиться хозяином самого себя.
Нет никакого смысла возвышаться и тешить самолюбие, ведь гордыня рано или поздно приведет к унижению. Жизнь выравнивает все. Чтобы освободиться от крайностей, необходимо прекратить эти психические тренды в обоих направлениях. Лишь оставаясь собой, не раскачивая двойственности, мы обретаем гармонию здесь и сейчас в своей истинной сущности.
Инф.progressman.ru
e-news.com.ua