25 май, 07:04
Никогда не надо делать замечания, предварительно несколько раз не похвалив человека, - это одно из важнейших правил эффективного взаимодействия между людьми.
Это одно из важнейших правил успешной коммуникации.
Основная часть людей готова указать на ваши ошибки и промолчать про то, что вы делаете хорошо.
Кто-то из них считает, что он вам помогает, указывая на ошибки. Кто-то назовет себя искренним и честным, - вот почему он не может промолчать, если вы вдруг сделали что-то не так. Все дело в его честности :-))
Некоторые из таких людей искренне уверенны, что вы им еще и благодарны должны быть, - они же вам указали на ваши косяки!!
Спасибо!!
Но что здесь не так?!
Ну вот посмотрите. Допустим вы что-то делаете, эффективно выполняете свою работу, и есть у вас пара коллег или руководителей, которые постоянно видят результаты вашей работы. Один из них, чтобы вы ни сделали, как бы все ни оптимизировали, и сколько бы усилий ни затратили на выполнения задания, никогда ничего не говорит. Да, он видит, что все сделано безупречно, креативно или просто добротно и хорошо, но воспринимает это как должное.
- Это твоя работа. Чего за это хвалить?! - видимо, думают такие персонажи.
Другой же ваш коллега или руководитель, сталкиваясь с результатами вашей деятельности, постоянно дает позитивную обратную связь:
- Знаешь, тот отчет... Это здорово. Я не верил, что это можно сделать за неделю. Ты сделала. Это круто!
В следующий раз:
- Не знаю, как тебе пришло в голову сравнить те показатели с этими, но это действительно хорошо придумано. Горжусь тобой!!
Затем:
- Всегда приятно, когда документы готовишь ты. Я знаю, что все на своих местах, имеет структуру и представлена лишь нужная информация.
Потом:
- Ты отлично все делаешь. Не перестаю восхищаться!! СУПЕР!! Нам повезло, что ты с нами.
Чье поведение больше мотивирует человека стараться?! Очевидно, правда?! Второй может обратиться с любой просьбой, и ему наверняка пойдут навстречу.
Сделать что-то для первого?! Ну, конечно. Но только если нет никакой возможности отказаться. :-)) Тогда да. Но без энтузиазма, без особого рвения и старания. С мыслью:
- Должна что-то для него сделать?! Сделаю, пусть заткнется.
Для второго?! Сделает, даже если не должна.
Потому что второй замечает, что она есть, что она хорошо работает, что ее деятельность многого стоит. И он не так скуп, чтобы видя это, молчать. Первый тоже все видит, но он не будет хвалить. Он еще может и подумать:
- Старается. Выслуживается. Хочет, чтобы ее похвалили...
И вот наступает день, когда эта ценная сотрудница допустила небольшой промах. Перепутала местами пару листов в докладе, забыла заказать кофе для всего офиса или еще что-то. Неважно.
Что мы видим?!
Первый непременно подойдет, укоризненно посмотрит и скажет:
- Да, жаль, что ты так облажалась. Не знаю, что все сотрудники будут о тебе думать, понимая, что сегодня они на весь день остались без кофе.
Второй:
- Да, фигня получилась. Ну, что ж... Бывает. Созвонись с поставщиками, может они смогут нам уже сегодня привезти новую коробку кофе. И не парься. Ничего страшного не случилось. Заодно все поймут, как крепко они сидят на кофе. Может задумаются. Все в порядке. Просто исправь поскорее. Хорошего дня!!
В чем разница?! Ну, кроме очевидной разницы, что во втором случае человек мотивирует поскорее решить вопрос, и разговаривает уважительно, а в первом, скорее, самоутверждается за счет чужой ошибки?!
Разница еще и в том, что даже если бы первый и второй произнесли идентичный текст, от второго бы он был воспринят, как конструктивная критика, а первому бы в спину от души показали средний палец.
Почему?!
Потому что коммуникация имеет свою историю. И мы так или иначе воспринимаем действие человека, учитывая эту историю.
Если на все наши достижения человек не обращает внимания, но никогда не упустит возможности ткнуть в промах, ему не стоит рассчитывать на то, что к нему захотят прислушаться. И он может сколько угодно говорить, что его слова это конструктивная критика. Это не так.
И он может сколько угодно говорить, что тот, кому он высказал претензии не умеет воспринимать критику (ну, вдруг он узнал, что ему показали средний палец?! В отражении стекол можно многое увидет). Это тоже не так.
Просто этот человек не умеет коммуницировать. Если от него идет только негативная обратная связь и никогда или крайне редка позитивная, конечно, ни у кого нет желания его слушать, т.к. люди справедливо будут считать, что если он молчит, когда что-то делается хорошо, то пусть закроет свою хлеборезку, если произошла ошибка.
- Продолжай быть великим немым, приятель. Пусть твой обет молчания будет не выборочным, а постоянным. Так что shut up!!
Что по поводу второго?! Он всегда отмечает все заслуги, хвалит за нестандартные и успешные решения, поэтому, когда он что-то скажет про допущенную ошибку, это будет воспринято нормально. Более, чем нормально. Его замечание побудит исправить все косяки и недоработки. В том числе и потому, что хочется вернуть те моменты, когда он вас хвалит, верно?!
Человеку вообще для хорошей и эффективной работы надо, чтобы его хвалили. Если нет никого, кто смог бы это сделать, стоит самому себя похвалить. Это очень стимулирует сделать что-то еще лучше.
Справедливая критика от того, кто отмечает не только ваши промахи, но и ваши успехи, воспринимается нормально.
Критика от того, кто не видит ваши успехи, никогда не хвалил вас за них, никогда или очень редко давал позитивную обратную связь, вообще не воспринимается. Наоборот, может возникнуть желание создать ситуацию, когда облажается он, этот любитель покритиковать. Или, по крайней мере, когда он допустит ошибку, ему мало кто захочет помочь ее исправить. Скорее это вызовет в окружающих чувство глубокого удовлетворения. Карма настигла :-))
Так только в работе?! Так во всем.
Давайте посмотрим. Допустим, у вас есть два члена семьи, один из которых всегда молча и без эмоций ест то, что вы приготовили, говорит спасибо и уходит.
Наверное, не трудно представить подобную ситуацию.
Вы никогда не знаете, что этот человек чувствует по поводу приготовленного блюда. Он съел, сказал спасибо (в лучшем случае) и все.
И есть другой член семьи, который регулярно отмечает, что сегодня вы приготовили это иначе, что вот это блюдо вы вообще делаете лучше всех, а вон то... Ну просто восторг, и вообще, вы лучшая хозяйка и способны из самых простых вещей сотворить нечто восхитительное.
Для кого из них вам приятнее будет готовить?! Для кого вы будете больше стараться?!
И если в какой-то день что-то не особо удалось, то первый и второй могут сказать одну и ту же фразу:
- Что-то соли не хватает...
Но от того, кто всегда молчал и не замечал, как все было вкусно вы воспримете это не так, как от того, кто всегда отмечал ваши успехи.
Про первого вполне можно подумать:
- Вот, блин, голос прорезался, наконец... Соли ему не хватает. Неужели вообще заметил, что он ест и каково оно по вкусу?!
Для другого же реакция может быть скорее такой:
- Да, милый, конечно. Забыла, наверное. Вот соль. Давай я тебе посолю.
И те, кто любят выражать только свое недовольство и несогласие, только указывать на ошибки и не замечать достижений, часто любят говорить, что их недолюбливают за их честность и прямоту. Ну-ну...
А еще могут тех, кто выстраивает коммуникацию правильно, называть подхалимами, неискренними, еще как-то. Просто пытаясь снизить ценность здоровой манеры поведения, которая им не свойственна.
А бывает так, что ребенок хорошо учится, постоянно приносит пятерки, минимум четверки, и почти не получает похвалы. Родители считают - это его долг хорошо учиться. За что его хвалить?! И все достижения воспринимаются как должное. Даже если ребенок придет с радостным известием:
- Я получил пять по этой трудной контрольной.
Он может получить такой ответ:
- И что?! Ты этим гордишься?! Ты и должен получать пятерки, так что молодец, конечно, но ничего особенного не произошло. Иди делай уроки.
Да нет, произошло. Произошло удивительное событие!! Практически чудо!! Чудо, что у таких .... родителей ребенок до сих пор хорошо учится, несмотря на их крайне неэффективную обратную связь.
Зато они, конечно, найдут время для беседы, если он вдруг принесет тройку. Хотя конструктивнее было бы хвалить за достижения, и поддержать в случае, если что-то не получилось.
Великие коммуникаторы знают правило:
Десять заслуженных похвал должны приходится на одну критику.
Разумеется, если вы хотите, чтобы тот, кого вы критикуете становился лучше, работал лучше. Хотите?! Тогда пользуйтесь возможностями похвалить, оценить, отметить человека, когда он добивается успеха. И тогда на десятый раз вы можете его покритиковать, если что-то сделано не лучшим образом. И он это воспримет нормально, и на пользу критика пойдет, и отношения у вас останутся хорошими.
Если же хотите разрушить отношения и мотивацию человека к старательной работе, конечно, критикуйте. По делу и без дела. И уж точно никогда не хвалите. И вы сможете испортить отношения очень быстро. Чтобы вы потом ни говорили, это уже не будет воспринято.
Тех, кто только критикует, будут слушать только по долгу службы, и будут показывать в спину тот самый средний палец. И еще будут рады его неудачам. И никогда не подскажут, если будут видеть, что он вот-вот совершит ошибку. Чего вдруг?! Пусть совершает. Любит всегда критиковать?! Ну и чего нам ему помогать или подсказывать. Пусть наступит в то, к чему уже приближается. Понаблюдаем...
Если же будет опасность, что вот-вот ошибку допустит тот, кто нормально, уважительно и адекватно коммуницирует с людьми, то эти самые люди схватят его за рукав и скажут:
- Стой, приятель, посмотрим, что перед тобой. Аккуратнее. Ты чуть не вляпался, друг!!
И будут счастливы, что смогли помочь. Потому что с этим человеком у них нормальная связь. Они знают, что он умеет общаться, замечает и ценит их успехи. Да, обратит внимание на промах, если такой случится. Но, главное, они видят, что он относится к ним уважительно и по человечески. Пусть даже критикует, когда надо и когда за дело. Никаких проблем. Потому что про него точно ясно, что он критикует за дело, и будет только рад похвалить, когда все исправится. Он не ищет возможности указать на ошибки, он рад, когда их нет. Ему самому похлопать вас по плечу и сказать, что все супер, приятнее, чем когда наоборот. И для него и стараться хочется, и похвалу его заслужить, и вообще поддерживать общение и отношения с таким человеком приятно.
И все потому, что у него на одну критику приходится десять раз, когда он заслуженно хвалит.
Десять заслуженных похвал должны приходится на одну критику.
Кстати, те, кто только делают замечания и обращают внимание на ошибки, могут быть и не плохими людьми. Возможно, они искренне считают, что оказывают помощь, когда критикуют. Скорее всего, так и есть. Они искренне верят, что действуют правильно.
Но если мы посмотрим на результат... Если в результате их слова не воспринимаются, если люди не особо хотят с ними общаться, если их не считают приятными в общении личностями, значит, что-то они делают неверно.
Критерий эффективности той или иной деятельности - результат.
Если манера поведения, способ делать замечания и т.п. дают хороший результат, улучшают отношения, ведут к исправлению ошибок - коммуникация хорошая.
Если нет, то нет.
Если как бы красиво ни одевалась девушка, какие бы прически ни делала, как бы ни светилась радостью, никто не выражает словами, что вообще хоть что-то заметил, это грустно. А если же еще при всем при этом в тот день, когда она пришла не выспавшаяся, ей несколько раз скажут:
- Что-то ты сегодня плохо выглядишь...
Ну, сами подумайте, будут ли у таких людей с ней теплые отношения?!
Десять заслуженных похвал должны приходится на одну критику.
Если ты до этого не отмечал успехи человека, лучше заткнись и держи свою критику при себе. Не умеешь эффективно коммуницировать, молчи. Меньше вреда.
И еще лучше, начинай хвалить людей за их достижения. Тогда они легко воспримут и твои справедливые замечания.
Десять заслуженных похвал должны приходится на одну критику.
И тогда у вас будут максимально эффективные и хорошие отношения с людьми. На работе, в семье, с родными и и близкими. С кем угодно.
Ладно. Пусть не десять на одну. Начните хотя бы с трех заслуженных похвал на одну критику, и вы удивитесь, как изменится к вам отношение людей.
Инф. krasotulya.ru
Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/338848.html
Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua